ДРЕЗДЕН по-русски
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 26.04.2019, 05:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
События русского Дрездена [79]
СТАТЬИ из русской и немецкой прессы
АРХИВ городских новостей [401]
В каждом подархиве - подборка новостей города Дрездена за неделю
АРХИВ событий русской культуры [378]
В каждом подархиве - таблица мероприятий за 1-4 недели
ГЛОБУС по-русски [1]
Статьи, письма и фотографии наших соотечественников со всего мира
Русские следы в Дрездене: из истории [10]
Знаменитые русские и их пребывание на территории саксонской столицы столетия назад...
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Поделиться сайтом
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » Статьи » События русского Дрездена

Русские имена Дрездена: Семён Яковлевич Байдерман
- К семидесятилетию -

Свой 70-летний юбилей Семён Яковлевич Байдерман отпраздновал в начале марта – как и полагается, в кругу многочисленных друзей и поклонников. Ближний круг этого заметного художника и театрального деятеля группируется, в основном, вокруг творческого центра «Omnibus», в галерее которого, к слову, недавно была открыта юбилейная выставка Семёна Байдермана – выставка фотографии. Беседуем с автором:


- Семён Яковлевич, Вы, как художник театра, отдали сценическому искусству в театре на Таганке 30 лет жизни. Не потому ли так динамичны, а порой и театральны Ваши фотографии, хотя ни одна из них - не постановочная?
- Ну конечно, всегда хочется сделать фото, в котором бы присутствовала небольшая интрига. Однако я беру с собой камеру довольно редко, и когда вижу нечто интересное – её зачастую нет под рукой.
- У Вас есть любимое фото, уважаемый Вами фотохудожник?
- Меня в своё время сильно впечатлил фотоальбом Анри Картье-Брессона, известного французского фотографа. Особенно фотография мальчика с бутылью…
- А как складывались лично Ваши взаимоотношения с фотографией?
- Я фотографировал много и часто – но для изготовления книг! При
мизерной театральной зарплате я подрабатывал книжным оформителем. В России вышло около150 книг моего оформления. В то время «бескомпьютерных технологий» дизайн создавался буквально дедовским способом. Мы сами рисовали шрифты, делали из них кассы, гарнитуры… И, конечно, много фотографировали: ведь оформителю для будущей книги давали лишь текст да фото. В общем, требовалось много ручного труда, и времени на оформление одной книги уходило немало. Но и оплата была приличной. И то, что мне удавалось зарабатывать, я тратил в основном… опять же на книги! Замечательные альбомы по искусству, которые все в Москве и остались: два огромных шкафа.
- Жаль. Но вернёмся к фотографии, и давайте расставим приоритеты: какое место в Вашем творчестве она занимала?
- А последовательность была вот какая: театр – книга – фотография. То есть фотография начиналась для меня как приложение к книге.
- Ну, а живопись? Мы знаем и любим Вас, в основном, как художника…
- Это довольно грустная получилась история… Я закончил художественную школу, но не поступил в художественный вуз. Тогда я подал документы в вуз театральный, и был взят в Школу-студию МХАТ имени Горького без экзаменов, - так как мой художественный уровень был выше, чем у других абитуриентов. Школа-студия была одним из престижных театральных вузов, в ней учились Баталов, Мягков, Высоцкий … Только вот факультет, на котором учился я, готовил художников сцены – руководителей постановочной части (должность, в общем, административная). Мне всегда нравился театр, но я терял навык художника, не совершенствуясь в живописи, рисунке… Но когда началась работа в Театре на Таганке, мне повезло: я стал работать художником сцены, - то есть не совсем по полученной в Школе-студии специальности. Ну а заняться любимым делом – станковой живописью – мне удалось лишь в 1992 году!
- С чем это связано?
- С большим желанием восполнить упущенное время. А продолжил уже после переезда в Германию. Я сам попросился в Дрезден – под предлогом, что всегда хотел ознакомиться с сокровищами картинной галереи. И именно в этом красивейшем городе, после большого перерыва, я вновь взялся за кисти.
- Где Вам лучше всего работается?
- Дома, в мастерской.
- А отдыхается?
- Дрезден после Москвы – сам по себе уже отдых (смеётся). 
- За плечами - такая насыщенная московская жизнь. Что в ней было особенно хорошего?
- Это, безусловно – знакомства с интересными, уникальными людьми. Так, в театре на Таганке в одно время со мной работали такие актёры, как Золотухин, Филатов и, конечно же, Высоцкий. Кстати, о театре того времени написана хорошая книга: «Трое» Риммы Кречетовой. Речь в ней идёт о Владимире Высоцком, затем - о режиссере Юрии Любимове, основателе Театра на Таганке - и, наконец, о моём шефе, художнике Давиде Боровском.. Очень рекомендую прочитать!
- А по линии книжных издательств, наверное, тоже доводилось общаться с известными людьми?
- Разумеется. Я работал, например, в издательстве «Советский писатель», количество редакций  в котором соответствовало числу союзных республик. Где печатался, скажем, Чингиз Айтматов… Там я встречался в Вознесенским, с Евтушенко. А для Сергея Каледина я оформлял его книгу «Смиренное кладбище».
- Неплохо бы было увидеть в печати и Ваши мемуары об интересных современниках... Но это – хорошие воспоминания. А чем плохим вспоминается прошлое московское житьё-бытьё? Была ли у той яркой жизни своя изнанка?
- Неприятное в ТОЙ жизни – коммунальные квартиры. Вот это было действительно тяжело: люди разные… Кто-то варил на общей кухне конину… ну и тому подобное.
- В Дрездене Вы живёте и работаете уже, без малого, 10 лет. Что удалось на творческом поприще, и какова реакция местной публики?
- Своё умение делать макеты я использовал в одном из проектов. Я изготовил коллекцию шляп для немецкого творческого дома. Шляпы были продемонстрированы в музыкальном шоу этого дома. Был снят фильм-перформанс с моделями в этих шляпах. Мои картины в стиле Le-Trompe-L’oeil   (с франц. «обманка») побывали на многих дрезденских выставках, запомнились. А теперь ещё сотрудничаю с издательством – рисую дрезденские пейзажи акварелью для подарочных календарей. В июне – сдача работ для вот уже четвёртого календаря.
- Вы дарили нам такой календарь в прошлом году. Эстетски сделанная вещь в формате CD. А где можно приобрести следующий?
- Мои календари продаются во многих книжных магазинах города – в отделах книг по искусству. Есть они и в галереях.
- Семён Яковлевич, от имени редакции «MZ» желаю Вам творческого долголетия и больших успехов, в том числе – и на преподавательском поприще.
(Для справки: Семён Байдерман даёт уроки живописи и рисунка, а сейчас набирает группу для желающих научиться портретному искусству).
s.g.
Фото:  Семёна Байдерман, автопортрет

PS. Мы решили представить некоторые фотоработы Семёна Яковлевича в рамках фоторепортажа с открытия выставки, и очень рекомендуем посетить эту выставку в «Omnibus’e».

Категория: События русского Дрездена | Добавил: dresden (30.04.2010)
Просмотров: 1027 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Партнёры

www.cyberport.de

Jetzt beantragen !

Наш опрос
Информация, которую Вы хотели бы найти на нашем сайте
Всего ответов: 5016

ДРЕЗДЕН по-русски © 2019