ДРЕЗДЕН по-русски
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 28.03.2020, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
События русского Дрездена [79]
СТАТЬИ из русской и немецкой прессы
АРХИВ городских новостей [402]
В каждом подархиве - подборка новостей города Дрездена за неделю
АРХИВ событий русской культуры [378]
В каждом подархиве - таблица мероприятий за 1-4 недели
ГЛОБУС по-русски [1]
Статьи, письма и фотографии наших соотечественников со всего мира
Русские следы в Дрездене: из истории [10]
Знаменитые русские и их пребывание на территории саксонской столицы столетия назад...
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Поделиться сайтом
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Русские следы в Дрездене: из истории

Марина Цветаева. Дрезденские впечатления.
Лето 1910 года Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) провела на высоком берегу Эльбы, с противоположной стороны от центра Дрездена, в городском районе Лошвитц, в селении «Вайсер хирш» («Белый олень»). В свои 17 лет она уже пережила смерть матери, несчастную любовь, первые стихотворные опыты. В это лето она уже готова была открыть себя новой жизни, и Дрезден ей в этом помог. Марина в ту пору еще писала подражательные стихи, подернутые флером русского модерна:

«С той девушкой у темного окна-
Виденьем рая в сутолке вокзальной-
Не раз встречалась я в долинах сна.

Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может, ей – и в небе счастья нет?..

Марина и ее сестра Анастасия не в первый раз были за границей;  девочкам часто приходилось выезжать из Москвы из-за болезни матери в Италию, Швейцарию, Париж, Германию (Фрайбург, Шварцвальд), но в Дрездене они оказались впервые. Их отец, Иван Владимирович Цветаев, филолог и искусствовед, был занят созданием Музея изящных искусств в Москве и, отправляясь в служебную командировку в Германию, взял дочерей с собой. Он надеялся, что благовоспитанная, бюргерская среда приучит его вольнолюбивых детей к правильному ведению домашнего хозяйства и хорошим манерам.

Дом, в котором поселились Марина и Ася, так называемый «норвежский», сохранился до сих пор. Он стоит на крутом косогоре, спускающемся в долину Эльбы, и среди буйной зелени садов видна его островерхая темная крыша с коньком, напоминающим двух стилизованных лошадок. В то время в нем проживал пастор Бахман с семьей. Девочки, как их называли в Дрездене «Russenkinder», жили в двух маленьких комнатах. Рядом находился известный «люфткурорт», санаторий Генриха Ламана, приверженца натурфилософии, основанный им в 1888 году. Этот санаторий охотно посещали богатые пациенты из России. В курс лечения входили длительные прогулки по горам «вайсер хирша» в легких сандалиях на босу ногу. Совсем иной образ жизни вела Марина:
«Моя страсть, моя родина, колыбель моей души! Крепость духа, которую принято считать тюрьмой для тел!
Местечко Loschwitz под Дрезденом, мне шестнадцать лет, в семье пастора – курю, стриженые волосы, пятивершковые каблуки (Lüftkurort, система доктора Ламана,- все местечко в сандалиях! – хожу на свидание со статуей кентавра в лесу, не отличаю свеклы от моркови (в семье пастора!) – всех оттолкновений не перечислишь!» - писала она в дневник в 1919 году.

Марина полемизировала с пастором Бахманом, со скульптором Фридрихом Бродауфом, который жил неподалеку, шокировала всех своей экстравагантностью (она брила голову, носила высокие каблуки, курила и учила курить соседских мальчишек). В то же время она писала стихи, ставшие основой всего ее дальнейшего творчества, открыла для себя Гете, Новалиса, Гейне, Генриха Манна. Раскрепощение телесное и духовное, внутренняя свобода от условностей – вот что дал ей Дрезден. Не постулаты антропософии, не германский мистицизм покорили ее сердце. В воздухе Саксонии Марина нашла для себя гораздо более древние, праисторические истоки. В это лето из экстравагантной, ни с чем не примиримой эклектической барышни родился поэт.

«Хожу на свидание со статуей кентавра в лесу», - звучит почти шокирующе в ее устах. В очерке «Отец и его музей» в 1936 году Марина Цветаева пишет о том, как происходило ее знакомство с античной скульптурой. В Шарлоттенбурге под Берлином в мастерской гипсовых слепков ее отец заказывал образцы скульптуры для своего музея и, взяв с собой обеих дочерей (а те были еще детьми), пообещал им подарить по слепку на выбор: «Начинаем поиски, от статуи к статуе, от торса к торсу, от головы к голове. По правде сказать, я не очень люблю скульптуру. Вот если бы отец предложил мне вместо двух слепков на выбор две книги, я бы тотчас назвала с десяток самых вожделенных. Но – делать нечего. Постараемся хотя бы напасть на что-нибудь не слишком статуйное.» И вдруг – свидание со статуей!

В лошвицком лесу, довольно далеко от проезжей дороги, буквально спрятана в чаще громадная фигура из песчаника, выполненая скульптором Отто Петренцем в 1902 году  в стиле немецкого модерна. На вершине скалы стоит, глубоко задумавшись, кентавр Хирон. В энциклопедии по мифологии читаем: « Кентавры - дикая народность, живущая в лесах горной Фессалии, представляющая собой демонические существа наполовину в человеческом, наполовину в конском обличии.» Академик Н.А.Кун в книге «Мифы и легенды Древней Греции» пишет: «Ахилла же Пелей отдал на воспитание своему другу, кентавру Хирону. Вырос могучим героем Ахилл. Быстр и легок был его бег. Не было равных ему в умении владеть оружием. Научил его также Хирон играть на сладкозвучной кифаре и петь.»

О чем думала Марина, встречаясь с «Хироном»? Она выстрадала, вымолила у богов, как Ахилл, своего наставника. Здесь, на «Вайсер хирше», родились такие строки:
 
«Оба луча.
Солнечный? Лунный? О мудрые Парки,
Что мне ответить? Ни воли, ни сил!
Луч серебристый молился, а яркий
Нежно любил.
Солнечный? Лунный? Напрасная битва!
Каждую искорку, сердце, лови!
В каждой молитве – любовь, и молитва –
В каждой любви!
Знаю одно лишь: погашенных в плаче
Жалкая мне не заменит свеча.
Буду любить, не умея иначе –
Оба луча!»

По возвращении из Дрездена Марина, тайно от отца, публикует свою первую книгу стихов «Вечерний альбом», рецензий на нее не читает и не знает, что благодаря ей приобрела самого своего лучшего друга и учителя. В очерке «Живое о живом» в 1932 году Марина Цветаева вспоминает их первую встречу: «Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра безмерное лицо в оправе вьющейся бороды.

Вкрадчивый голос: «Можно мне видеть Марину Цветаеву? – «Я». – «А я – Макс Волошин. К вам можно?» - «Очень!» Прошли наверх, в детские комнаты. «Вы читали мою статью о вас?» - «Нет». – «Я так и думал и потому вам ее принес. Она уже месяц, как появилась». Так началась дружба поэта Марины Цветаевой и Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932), поэта, философа, публициста, художника. На
«Вечерний альбом» он написал такие строки:

«Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: чудо – есть!»

Потом будет его Коктебель, и блуждания по киммерийским горам, и мрачные валы Понта Эвксинского, и грот Орфея, уводящий его в Аид, и полынные степи Тавриды.
 
Цветаева пишет: «Макс был знающий. У него была тайна, о которой он не говорил. Это знали все, этой тайны не узнал никто. - Есть духи огня, Марина, духи воды, Марина, духи воздуха, Марина, и есть, Марина, духи земли.- Идем по пустынному уступу, в самый полдень, и у меня точное чувство, что я иду – вот с таким духом земли. Макс был настоящим чадом, порождением, исчадием земли. Раскрылась земля и породила: такого, совсем готового, огромного гнома, дремучего великана, немножко быка, немножко Бога, на коренастых, точеных как кегли, как сталь упругих, как столбы устойчивых ногах, с аквамаринами вместо глаз, с дремучим лесом вместо волос, со всеми морскими и земными солями в крови («А ты знаешь, Марина, что наша кровь – это древнее море...»), со всем, что внутри земли кипело и остыло, кипело и остыло. Нутро Макса, чувствовалось, было именно нутром земли.»

Подсознательно Марина Цветаева искала генеалогию Волошина в Германии, и не находила в этом себе подтверждения. Может быть, ей вспоминался кентавр Хирон в дрезденском лесу? И этот писатель и художник, так же, как мифологический герой, стал духовным наставником ее творчества?

Ирина Шиповская, 2010 Дрезден
к столетию посещения Дрездена Мариной Цветаевой
Категория: Русские следы в Дрездене: из истории | Добавил: dresden (12.05.2012)
Просмотров: 2542 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Партнёры

Logos PremiumSIM

Jetzt beantragen !

Наш опрос
Информация, которую Вы хотели бы найти на нашем сайте
Всего ответов: 5065

ДРЕЗДЕН по-русски © 2020