ДРЕЗДЕН по-русски
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 28.03.2020, 23:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
События русского Дрездена [79]
СТАТЬИ из русской и немецкой прессы
АРХИВ городских новостей [402]
В каждом подархиве - подборка новостей города Дрездена за неделю
АРХИВ событий русской культуры [378]
В каждом подархиве - таблица мероприятий за 1-4 недели
ГЛОБУС по-русски [1]
Статьи, письма и фотографии наших соотечественников со всего мира
Русские следы в Дрездене: из истории [10]
Знаменитые русские и их пребывание на территории саксонской столицы столетия назад...
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Поделиться сайтом
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Русские следы в Дрездене: из истории

Дрезденский художник Роберт Штерл и его русские друзья
Недалеко от Дрездена находится небольшая деревушка Наундорф. На краю  обрыва прилепился к скалам не совсем обычный дом с мастерской художника Роберта Штерла (1867-1932). Сейчас это - дом-музей.  Во дворике находится и могила художника...

Первая и последняя полная персональная выставка произведений Роберта Штерла прошла в Хемнице в 1928 году. Её хотели приурочить к 60-летнему юбилею художника, но опоздали на год. А ведь он принадлежал к известнейшим художникам страны, был прекрасным живописцем и профессором Академии художеств, членом Академического совета и Галерейной комиссии, почётным доктором.
Каталог хемницкой выставки вышел из печати с очень личным напутственным текстом Макса Либермана, бывшего тогда президентом Академии художеств в Берлине, и с предисловием Ханса Поссе, директора Дрезденской Галереи. Обложка была украшена литографией с работы Штерла «Грузчики на Волге», а к каталогу приложена специально для этого изготовленная и собственноручно подписанная литография по рисунку 1908 года «Репетиция оркестра». В этих произведениях  просматриваются две главные темы в творчестве художника.

Годы, прошедшие между первой поездкой  Роберта Штерла по России и поздней выставкой в Хемнице, были временем тяжёлых потрясений Первой мировой войны, Октябрьской и Немецкой революций, которые погребли под собой всё, что пережил и видел художник в России. Много русских деятелей искусства покинули страну. Знаменитый русский дирижёр Сергей Куссевицкий руководил с 1920 г. с огромным успехом Бостонской филармонией. Сергей Рахманинов, иммигрировавший в 1918 г. в США, продолжил свою деятельность как пианист-виртуоз и композитор мирового значения. Александр Скрябин умер ешё в 1915 г. в Париже.

Личность Куссевицкого в жизни и работе Роберта Штерла занимает особое место. Дирижер познакомил живописца с волнующей высокой русской музыкальной культурой начала ХХ века. Благодаря ему Штерл открыл для себя источник творческого вдохновения от встречи с великой русской рекой Волгой, смысловой картиной русского пейзажа и нищетой его народа.

Если в Германии в конце ХIХ  столетия Мюнхен оказывал огромное влияние на воспитание художественного вкуса русских художников - от И.Грабаря и А.Бенуа до В.Кандинского и А.Явленского, - то сияние блеска музыкальной жизни в Дрездене привлекало многих в столицу Саксонии, особенно во времена Эрнста фон Шуха, который был генеральным директором Саксонской филармонии. Немалую роль играла и всемирная исполнительская известность дирижёра А.Никиша в Лейпциге.

Местом встреч русских музыкантов в Дрездене был дом гостеприимной семьи Николая фон Струве, которая зимние месяцы проводила в Германии, а лето в их огромном поместье в Подмосковье. Николай фон Струве учился композиции в дрезденской консерватории у Феликса Дрэшке и осуществлял свои первые попытки творчества в поэзии и музыкальной критике. Его красавица супруга Вера посещала приватную женскую школу изобразительного искусства Роберта Штерла, чтобы научиться пейзажной живописи.

В дрезденском доме Струве встречались известные русские музыканты, среди них - дирижёр и контрабасист Сергей Куссевицкий; композитор, пианист и дирижёр Сергей Рахманинов, который с 1906 по 1909 гг. жил в Дрездене со своей семьёй; скрипач-виртуоз и композитор Исай Добровейн. К кругу друзей принадлежали художники Роберт Штерл и Эмиль фон Герлицкий. Последний (сейчас, к сожалению, почти полностью забытый художник из Словении) стоял на художественных позициях, близких со Штерлом.

Именно в доме Струве оформилась мысль Рахманинова о создании русского музыкального издательства, осущесвленная Куссевицким в 1909 г. в Берлине. Там же он получил образование дирижёра и очень скоро стал известен в России своеобразными турне на пароходе, так называемыми «Симфоническими концертами», которые он исполнял с музыкантами Московской императорской оперы во всех самых крупных волжских городах. Проведение этих концертов потребовало от Куссевицкого огромной организаторской работы. Оркестр включал очень большое количество инструментов, в том числе - 4 рояля. Число корреспондентов, музыкальных критиков и почётных гостей из Германии, Англии, Франции и США ограничивалось только вместимостью корабля, отказов для многочисленных любителей музыки не было. Основной целью этого необычного предприятия была прежде всего пропаганда современной русской музыки.

Бурный успех уже первого турне в 1910 г. с великим Александром Скрябиным в качестве солиста вдохновил Куссевицкого на продолжение концертов с чередованием в 2 года. Он придумал перестроить пароход в концертный зал, чтобы оградить оркестр от постоянных перемен мест игры и связанных с этим возможных повреждений инструментов. Маршрут движения изменялся очень мало: от Твери или Ярославля пароход шёл до Астрахани на Каспийское море и обратно до Нижнего Новгорода, где плавание на корабле заканчивалось, и общество возвращалось в Москву на поезде. Концерты давались в 11-ти крупнейших городах.

Роберт Штерл был приглашен в эти путешествия в 1910, 1912 и 1914 годах. Дружеская атмосфера на корабле, возможность делать этюды, наброски и рисунки, постоянная смена впечатлений импонировали  художнику, и он всегда с радостью принимал приглашения Куссевицкого. Для работы в рейсе живописец брал заранее подготовленные картонки небольшого формата. Часто из-за плохой погоды он работал  в графической технике, так как масляные краски на палубе плохо сохли. В многочисленных акварелях, рисунках мелками, свинцовым и графитными карандашами Штерл смог изобразить пейзажи, концертную публику, Куссевицкого за дирижёрским пультом, сцены на рынке, всегда очень выразительных грузчиков.

 Выдающийся портретист, Роберт Штерл не упустил возможности зарисовать своих великих современников. В превосходном графическом портрете, который находится сейчас в собрании хемницкого Кунстхалле, представлен очень сложный по характеру персонаж: композитор и пианист-виртуоз Александр Скрябин - очарованный, погружённый в себя, в собственный космос музыки, «герметически» закрытый русский музыкант, вдохновенный последователь теософии Рудольфа Штайнера. Уже во время первого турне по Волге 1910 г. Штерл переживал вечер за вечером опьяняющую музыку Скрфбина. По-настоящему художник и музыкант сблизились, когда Скрябин в феврале 1911 г. гастролировал в Лейпциге, Дрездене и Берлине. Мистически мечтательный мир его мысли и тяжело звучащая, связанная с неземным миром музыка увлекали Штерла. Однако духовный мир композитора, его «прометейское» восстание и обожествление художественного творчества остались для Штерла  чуждыми.

Приняв в 1914 г. приглашение Куссевицкого на третье турне по Волге, Штерл изъявил желание изучить русский язык. В Москву художник приехал заранее, чтобы спокойно пережить музыкальные приготовления к путешествию и в обществе Сергея Рахманинова поближе познакомиться с пёстрой жизнью Москвы, которая, по сранению с Петербургом, холодной столицей империи, больше нравилась живописцу. Московские дни перед отправлением в плавание не были спокойными и созерцательными. Они были заполнены встречами и работой, приносящей радость.

Совместные посещения оркестровых репетиций Куссевицкого, походы в Большой театр на оперные представления преимущественно русских композиторов, на постановки в Московском Художественном театре, в замечательную Галерею Щукина оставили неизгладимые впечатления. Охотно жил и работал Штерл в квартире композитора на Страстном бульваре, из которой открывался прекрасный вид на Москву. Семья Рахманинова гостеприимно встретила уже знакомого ей немецкого художника. Композитор возил Штерла на своём авто по окрестностям Москвы. Кульминацией пребывания в Москве стала великолепная пасхальная ночь, которую Штерл встретил с Сергеем Рахманиновым и Николаем фон Струве при праздничном освещении и звоне колоколов всех церквей московского Кремля.

В поездке по Волге в тот год Рахманинов участия не принимал, но его произведения исполнялись там с огромным успехом: 2-ой концерт для фортепиано с оркестром и 2-ая симфония.  Во время этого последнего турне по Волге Штерл на некоторое время остановился в Казани, где в поместье одного восхищенного искусством университетского профессора он немного пожил и смог спокойно поработать.

Первая мировая война и последовавшие за ней революции, а также болезни художника привели к невозможности новых путешествий. Всё «русское» позднейшего времени выросло из огромного клада путевых эскизов, набросков и воспоминаний, приведших к созданию целого ряда работ большого формата. В кругу его тем доминируют рабочие каменоломни, грузчики и волжские пейзажи, которые с этими персонажами связаны. Тут же рождались такие мастерские работы, как «Калмыцкая лодка на Волге» (1922 г.), «Складская площадка с белой лошадью» (1924 г.) и «Отдыхающие грузчики» (1926 г.). Страстные, твёрдой рукой нанесённые цветовые акценты, сотканные в серо-меланхолическом дальнем пейзаже в картинах «Вечер на Волге» (1926 г.), «Похороны в России» (1920 г.) и «На Волге» (1920 г.) повествуют о российских впечатлениях живописца.

При организации Международной художественной выставки 1926 года в Дрездене Штерл обратился от имени её Оргкомитета к наркому А.В.Луначарскому с письмом - об укомплектовании русского отдела современного искусства. Так, благодаря вмешательству Штерла, свои работы на выставке смогли представить такие художники молодого поколения, как Фальк, Гончарова, Кузнецов, Лисицкий, Ларионов, Петров- Водкин и Дейнека. Сам Штерл был там представлен полотном «Рабочие каменоломни» и картинами с волжской тематикой.

Через год после выставки в Хемнице вышла монография Ханса Поссе о жизни и работе художника Роберта Штерла. При подготовке этой книги к печати Штерл жаловался автору на огромные разочарования своей жизни, из-за войны и революций уничтожившие дальнейшие планы работы с Россией.
Долгое расставание Роберта Штерла с Россией длилось до самого конца его жизни в 1932 г.

Анатолий Вощанкин
Категория: Русские следы в Дрездене: из истории | Добавил: dresden (07.03.2012)
Просмотров: 921 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Партнёры

Logos PremiumSIM

Jetzt beantragen !

Наш опрос
Информация, которую Вы хотели бы найти на нашем сайте
Всего ответов: 5065

ДРЕЗДЕН по-русски © 2020