ДРЕЗДЕН по-русски
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 23.02.2019, 04:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
События русского Дрездена [79]
СТАТЬИ из русской и немецкой прессы
АРХИВ городских новостей [401]
В каждом подархиве - подборка новостей города Дрездена за неделю
АРХИВ событий русской культуры [378]
В каждом подархиве - таблица мероприятий за 1-4 недели
ГЛОБУС по-русски [1]
Статьи, письма и фотографии наших соотечественников со всего мира
Русские следы в Дрездене: из истории [10]
Знаменитые русские и их пребывание на территории саксонской столицы столетия назад...
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Поделиться сайтом
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » События русского Дрездена

Геннадий Васильев: "... Я трачу свою энергию и время главным образом на живопись..."
Недавно в сети заработала новая интернет-презентация Круга художников при творческом центре ОМНИБУС (ZMO-Künstlerkreis).

Немецкоязычный сайт представляет
деятелей изобразительного искусства - наших соотечественников, которые живут и творят в Дрездене вот уже многие годы: их работы, выставки, совместные проекты...

Мы решили задать нашим художникам по три вопроса. Первым ответившим стал доктор Геннадий Васильев (
Санкт-Петербург - Дрезден), прекрасный живописец и активный участник общественной организации ZMO - Regionalverband Dresden e.V. - Kreativzentrum OMNiBUS. С удовольствием представляем вам его интервью.

Вопрос первый: Почему я стал художником?

Ваши вопросы - очень серьёзные, т.е. требуют  аргументированного, более-менее развёрнутого ответа. Поэтому, сначала надо хотя бы кратко определиться с тем, что значит быть художником - так как этому слову часто придаются разные значения. Бывают "юные художники", "художники-любители" и т.д., а бывают "художники-профессионалы", при этом они сами, как мне кажется, стараются пореже пользоваться этим словом (особенно - применительно к себе).  Так что его, в основном, употребляют люди, не занятые в этом деле - оно им необходимо, чтобы классифицировать человека каким-то образом - "положить его в определённый ящичек" - в данном случае с этикеткой "художник". Однако, все такие "ящички" - довольно условная штука.

Ну, а когда профессионал говорит "художник", то речь идёт, как правило, о человеке, который тратит свою энергию главным образом на создание произведений искусства, делает это на основе изучения "ремесла" и зарабатывает (или пытается заработать) тем самым средства к существованию.
Можно освоить навыки, даже получить диплом художника, но не заниматься этим делом. Тогда человек попадает в категорию "вообще-то он по образованию художник/скульптор/архитектор, но..."
А заниматься живописью (графикой и т.д.) без освоения ремесла - значит быть "любителем".

Со мною всё было довольно просто: ремесло стал осваивать потому, что с детства привлекла возможность перенести увиденную красоту на бумагу/картон/холст, сохранить её, удержать и даже  приумножить - т. е. внести в мир ту красоту, которую хотел бы в нём увидеть.
Ну, а на второй этап - сделать живопись основным занятием - я вышел после переселения в Германию. До того в течение многих лет была работа, более-менее (чаще - менее) связанная с основами ремесла, достаточно редкое рисование "для себя" и очень редкий показ работ.

Действительность Германии показала, что:
1. специалисты в области корабельной архитектуры здесь уже имеются в предостаточном количестве;
2. время для занятий живописи тоже имеется.
Такое сочетание условий и привело к тому, что я трачу свою энергию и время главным образом на живопись, регулярно выставляю свои работы, да ещё и учу других тому, что умею сам.

Вопрос второй: Что вдохновляет на сегодня?

Как ни странно, всю жизнь меня привлекают - с переменной интенсивностью - в основном одни и те же темы. Я уже сказал, что начал рисовать, чтоб удержать поразившую меня красоту, перенести её на бумагу. Самое первое, что запечатлeлось в моей памяти, это освещённая солнцем немощёная улица и на другой её стороне очень (!) высокие деревья (сам я сижу при этом в траве у какого-то забора). Мать говорила, что так выглядели окрестности дома моей бабушку, у которой я жил примерно в двухлетнем возрасте. Следующая картина - луна, дорожка света на тёмной воде, а я по этой воде двигаюсь на чем-то большом и тёмном. Это мне, судя по событиям детства (отец служил на Северном Флоте)  где-то З года. И ещё один вид из первых воспоминаний: за окном (дом стоит высоко над бухтой) - уходящие вниз и вдаль, к воде, домики; на светло-серой воде - маленькие с виду на таком расстоянии, но на самом деле большие, тёмно-серые корабли, а дальше - тёмные гористые берега под сизо-серым небом. В центре внимания - корабли.

Очень скоро я узнал, что все эти волнующие вещи можно рассматривать вблизи и даже держать в руках: первые запомнившиеся картинки - это висящие на стене в рамах вид леса с освещёнными солнцем деревьями и портрет девушки со свечой, а самое главное - изображения тех самых кораблей из пейзажа за моим окном, на каких-то листах... И вот пошло срисовывание всего - но, прежде всего, этих кораблей: не только интересно, но и довольно просто.

Постепенно спектр объектов, привлекавших внимание, расширялся. Лет в 12, помнится, был изображён (маслом - ! - из подаренной маленькой коробочки с тюбиками краски) сравнительно приличный вид Нижегородского кремля  и сделаны карандашные рисунки заброшенных церквей - как результат путешествия по Волге. А вскоре возникает и другой мотив, пример которого до сих пор хранится у меня в Питере - карандашный портрет "коллеги" по изостудии: светлые волосы, стрижка "паж", глаза опущены к планшету с бумагой, чуть курносое лицо, вполне оформившаяся женственная фигура. Мне кажется, в портрете есть отсвет вызывавшегося "моделью" чувства - смесь восторга и страха - как такая красота может вообще где-то рядом со мной находиться!
Так вот, на сегодня вдохновляет всё то же: женская красота, корабли, море, архитектура, природа. Можно - по отдельности, лучше - сразу всё вместе))).

В последнее время предпочитаю варианты этих тем, которые несут в себе элемент сказочности, иррациональности, мечты или видения, соединённые с вполне реалистической техникой живописи.

Вопрос третий: В каком русле/направлении развивается современное искусство?

Нужно ли художнику задумываться, в каком направлении развивается искусство? Не уверен, что это его задача. Это - дело искусствоведов и бизнесменов от искусства. Но, конечно, если художник стремиться не только к самовыражению, а ещё и к "художественной карьере", к значительному финансовому успеху, то лучше бы ему знать ответ на этот вопрос. Ну, а некоторым другим, не столь честолюбивым (таким, как я) просто интересно - к чему идёт дело, которым ты занимаешься?

Думаю, чтобы понять этот процесс недостаточно просто посмотреть "кто что рисует" и "кто что продаёт". Состояние живописи (о которой я, собственно, и говорю) как одного из видов искусства определяется господствующими в мире в настоящее время процессами. Прежде всего, это - отсутствие в современном глобализированном обществе какой либо доминирующей идеи: ни "хорошей", ни "плохой". Все попытки оперировать какими-то идеологическими лозунгами на практике оказываются прикрытием для единственной господствующей цели - скорейшего получения максимальной прибыли. Отсутствие такой идеи является одной из причин того, что в настоящее время в искусстве нет "большого стиля". Любой "большой стиль" был связан с некоторой идеологией, порождался ею. Нет идеологии - нет стиля.

И другая, связанная с первой, причина отсутствия "большого стиля" - внедрение в массовое сознания постулата о том, что нет понятий "хорошо" и "плохо" и далее - нет понятий "добро" и "зло". Это успешно проповедуют самые различные "гуру"; внедряют "культовые" деятели "культурной жизни"; исподволь проталкивают политики, спекулирующие на понятиях "демократия", "свобода", "законность" и тут же, на глазах у невнимательной публики, растаптывающие их исходя из потребностей "конкретной ситуации". Годится всё, что удачно продаётся.
Особенно успешно такие представления внедряются в сознание детей и молодёжи. Помнится, один хороший детский писатель на вопрос "как Вам удаётся в своих произведениях соответствовать вкусу детей?" ответил: "У детей нет врождённого вкуса - им покажешь голый зад, и они будут смеяться. Вкус надо формировать." Вот вкусы и формируются в том направлении, образно говоря, что показывать голый зад - это "высокое искусство", а выставляющий/ая его - "художник".

Ну а если нет понятий "хорошо" и "плохо", в том числе и в живописи, то не нужны особо знания и умения, не нужна "школа".  Единственное, что выдаётся за ценность - это новизна и "творческое начало". Причём, зачастую, это просто подача в качестве "предмета искусства"  того, что достаточно известно, но до сих пор к "предметам искусства" не относилось (унитаза, например).

Регулярно появляющиеся такого рода новинки, объявляемые "революционными", "новостильными" и т. д. являются, на мой взгляд, просто бизнес-продуктом. Это - необходимое условие поддержания современного рынка искусства, дающего очень значительную прибыль ограниченному кругу лиц, держащих этот рынок в своих руках, регулирующих его и его охраняющих. Им необходимо появление новых "стилей" и "имён", ими создаваемых и их питающих. Рынок таких новинок - сложный комплекс финансовых, психологических и прочих хитросплетений. Чтобы пояснить, что я имею в виду, позволю себе привести цитату из романа Джона Ле Карре "Tinker, Tailor, Soldier, Spy", которая буквально на днях попалась мне на глаза:

Smily: - "Ever bought a fake picture?
       - I sold a couple once, - said Toby...
       - The more you pay for it, the less inclined you are to doubt it."
Что означает примерно следующее:
Смайли: - Когда-либо покупали поддельную картину?
        - Я продал однажды пару, - сказал Тоби...
        - Чем больше вы платите за неё, тем менее вы склонны сомневаться в ней.

Тот же психологический закон действует и при покупке "нового слова в искусстве" - чем оно дороже со слов известных искусствоведов, тем сложнее состоятельному покупателю признать, что "король голый".
Среди таких новинок бывают достаточно интересные (но не столь интересные и уникальные, как им это приписывается), однако, по большей части, в этих "открытиях" ничего эстетически ценного нет - один лишь эпатаж. И опять - цитата, чтоб пояснить людское отношение к "новинкам", на этот раз из романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго":
"... Мы из боязни показаться отсталыми готовы предать самое дорогое, хвалим отталкивающее и поддакиваем непонятному."

Обращаясь к стоящему в вопросе слову "русло" могу сказать, что, по моему, состояние современной живописи носит характер (образно выражаясь) дельты реки, зародившейся тысячи лет назад тонкими ручейками, ставшей на какое-то время более-менее единым потоком и ныне разошедшейся на массу "рукавов", чтобы в далёком идеальном будущем, в мире без войн, голода и эксплуататоров влиться в океан всеобщей творческой активности, когда каждый будет художником ))).
Есть, правда, слух о смерти живописи, но я думаю, пользуясь словами Марта Твена, что он несколько преувеличен.

Говоря серьёзно, в живописи, как в "старом" виде искусства, я лично не вижу сейчас возможностей для большого "стилевого" прорыва. Думаю, что путь её развития в настоящее время состоит в появлении всё новых индивидуальных почерков художников, работающих во всех уже известных направлениях и стилях.

Да, зрителю хочется чего-то нового, значительного, большого, и чтоб "для ясности" это "новое" можно было "положить в новый ящичек" с надписью "...изм". Но на самом деле, скорее всего, новых реальных (а не "виртуальных") "...измов" появляться не будет - будут появляться только всё новые почерки. Однако, новый индивидуальный почерк - это тоже очень интересно.
Категория: События русского Дрездена | Добавил: dresden (06.11.2012)
Просмотров: 674 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Партнёры

www.cyberport.de

Jetzt beantragen !

Наш опрос
Информация, которую Вы хотели бы найти на нашем сайте
Всего ответов: 5004

ДРЕЗДЕН по-русски © 2019